Сканер и другое оборудование.
Для диагностики и откатки логов, при модификации прошивок ВАЗ, применяю сканер производства ООО «Мотор-мастер». В плане приспособленности и удобству работы в направлении чип-тюнинга с нашепромом, аналогов ему нет. Более подробно с ним можно ознакомиться здесь: http://club.motor-master.ru/viewtopic.php?p=48419#48419
Файл справки: http://www.motor-master.ru/downloads/MotorScan.chm
При настройке составов смеси, использую широкополосный датчик кислорода, так же производимый в Туле:
http://www.motor-aster.ru/modules.php?name=Asers_Shop&s_op=viewproductdetails&lid=117&cid=3
Сканер постоянно совершенствуется, регулярно добавляются новые функции. Компания ООО «Мотор-мастер», всегда отзывается на мои предложения по развитию сканера, в итоге он все больше приспосабливается не только для диагностики, но и чип-тюнига.
Ниже расскажу об этих функциях, так как они присутствуют только в данном сканере. Описание быстро устареет, но основные принципы построения
Анализ логов (LogViewer).
В плане работ по чип-тюнингу, сканер умеет писать логи, сохранять их и затем открывать в окне сканера либо, пользуясь дополнительной программой, строить различные зависимости в двухмерном и трехмерном отображении. А так же, отображать минимальные, средние и максимальные значения всех сохраненных в логе параметров в цифровом виде. Эта функция очень полезна не только при работе с прошивками, но и в диагностике позволяя выявлять неисправности, которые иногда невозможно выявить на месте.
В дальнейшем, после доведения модуля до нужного функционала, планируется встроить его в саму оболочку сканера. Это даст возможность открывать сохраненный лог в специальной закладке рабочего окна сканера и сразу проанализировать сохраненные параметры.
Выбираем лог, ранее сохраненный в нужную папку и запись в нем:
Выберем отображение параметров в цифровом виде – «Отобразить значения»:
В окне LogViewer отображаются все параметры присутствовавшие в окне сканера при записи в лог, как в графическом блоке, так и в цифровых панелях (вверху и справа от блока графических параметров).
Иногда, необходимо показать клиенту средний расход топлива при движении по городу или трассе. Создаем в сканере необходимый набор параметров, скорость авто и часовой расход ставим рядом, тогда и при анализе они будут рядом. По окончании поездки сохраняем лог и открываем его в LogViewer.
Можно продемонстрировать как зависит расход топлива от стиля вождения – при спокойном, равномерном движении с плавными разгонами, без перехода в мощностной режим или при резких разгонах на каждой передаче с постоянным уходом в мощностной режим. Пока отображается только часовой расход топлива – л\час.
Вот так может отличаться средний расход на одном авто, с разными стилями вождения:
спокойная…
При откатке логов на автомобиле сына, неожиданно выявилась неисправность генератора. Ранее, генератор был перебран и в нем заменено все, кроме обмоток и якоря. Но после езды на больших оборотах, бортовой компьютер выдавал ошибку – «Бортовое напряжение ниже порога работоспособности….». Анализируя логи, обратил внимание на странное поведение бортового напряжения, с увеличением оборотов уровень напряжения значительно уменьшался. Для просмотра зависимостей, загружаем лог и жмем кнопку «Отобразить график 2 оси»:
Генератор был заменен на новый и вот вид зависимости напряжения от оборотов:
Модуль для анализа логов в трехмерном виде (пока еще в разработке):
Дополнительные параметры.
1. ШДК. Как уже упоминалось выше, сканер умеет работать совместно с ШДК, его параметр добавляется в любой набор. В окне настроек подключения необходимо указать номер сом-порта куда подключен ШДК или номер виртуального сом-порта если применяется переходник
COM-USB. Из окна настроек можно откалибровать лямбда-зонд и задействовать фильтр, он несколько загрубляет показания ШДК, уменьшая время обновления показаний:
Здесь же настраивается вид отображения параметра ШДК – лямбда или соотношение воздух\топливо. Это необходимо для удобного наблюдения за составом смеси, т.к. в разные ЭБУ выводят состав смеси либо в лямбде, либо в соотношении воздух\топливо. В настройках есть и табличка выбора вида топлива - бензин, дизель, пропан и метан.
2. Цикловое наполнение. При работе с ЭБУ М73, М74, М74К, М74_CAN, ни один из существующих сканеров не выводит параметр «Цикловое наполнение». В то время, как основные карты по УОЗ и составам смеси строятся опираясь на этот параметр.
Карта УОЗ:
Состав смеси:
Не имея этого параметра в сканере, равно как и параметра с ЩДК, крайне проблематично работать с прошивкой (об этом в следующих материалах), если конечно не крутить «на столе» и «от фонаря».
Программисты ООО «Мотор-мастер», добавили в сканер модуль пересчета массового расхода в цикловое наполнение по специальной формуле. Этот параметр можно добавить в любой набор параметров при диагностике или откатке логов.
Теперь, при анализе, легко оценить наполнение вашего двигателя, посмотреть в каких режимах он имеет максимальный крутящий момент:
Выше, показано наполнение двигателя ВАЗ-11194, 1.4л 16кл. Но это стандартный двигатель и его характеристики известны изначально. Данные параметры интересны при тюнинге двигателей, увеличении объема, установке тюнинговых распредвалов и разрезных шестеренок. По изменению наполнения можно контролировать настройку фаз ГРМ и настроить их желаемым образом.
Вот пример двигателя, лишь слегка доработанного из обычного 1.5л 8кл. Увеличен объем до 1.6л, увеличено сечение каналов впуска и выпуска, доработаны клапана, облегченные поршни. За счет этих доработок улучшилась наполняемость цилиндров и несколько увеличилась мощность:
Грубо, можно оценить и мощность, разделив массовый расход на три: