О том, что такое чип-тюнинг в интернете сказано очень много, стоит только набрать в любом поисковике это словосочетание и немного почитать. В основном, эти материалы предназначены для потребителей данной услуги, то есть для владельцев автомобилей и имеют рекламный характер.
Что же мы предлагаем нашим клиентам, обещая золотые горы в виде снижения расхода топлива, увеличения крутящего момента и мощности двигателя за счет оптимизации чего-то там…, перераспределения куда-то там… и других громких фраз?
Оборудование для чип-тюнинга стоит значительных денег - редактор калибровок и модули к нему, шнуры для подключения к ЭБУ, загрузчики, адаптеры и т.д., но даже не это главное - без оборудования не обойтись в любой сфере деятельности. Главное то, что не многие коллеги могут посвятить массу времени откатке собственных прошивок и познанию огромного количества калибровок, их влиянию на конечные характеристики и взаимодействию между собой. Без чип-тюнинга уже не обойтись и спрос рождает предложение, модифицированные прошивки предлагаются к продаже во многих местах, начиная от их авторов и заканчивая мошенниками перепродающими чужое…
На данном рынке все давно структурировано, к продаже предлагаются пакеты модифицированных прошивок на любые типы ЭБУ, автомобили любых марок с любыми конструкциями двигателей. Мы их приобретаем «оптом» и устанавливаем в «розницу» своим клиентам. Все как обычно в этом мире… Ряд лет и я был таким «розничным» продавцом модифицированных прошивок. Но пришло время, когда купленные, готовые прошивки перестали удовлетворять из-за массовых нареканий клиентов и зачастую - противоположного эффекта от обещанного. Улучшения динамики незаметно на одних прошивках, значительно возрастает расход топлива на других, появляются дефекты в работе системы впрыска в виде раскачки оборотов, их зависания, просадки и т.д. И самое главное это появление детонации почти на всех модифицированных прошивках с которой никак не хотят мириться хозяева авто и возвращаются к нам с претензиями.
Пришлось изучать и это направление нашей работы более глубоко. Первым делом, предстояло разобраться с сотнями калибровок и понять, какая из них за что отвечает и куда их двигать для получения нужного эффекта. Название большой части калибровок, прямо не указывает на их назначение и понять, сидя за столом, как они влияют на какие-то характеристики практически невозможно. Сложность работы усугубляется большим количеством моделей ЭБУ и их разновидностями с очень разными принципами построения ПО, применявшихся АВТОВАЗом для комплектации производимых им автомобилей. Далее, нужно было выяснить, какие калибровки имеют «запас» и их изменение даст нужный эффект, какие есть смысл трогать, а какие нет. Например, имеется ли запас по УОЗ и какой этот запас, с помощью каких калибровок подсистема управления УОЗ или топливоподачи влияет на некоторые конечные характеристики. Или как ЭБУ Bocsh управляет крутящим моментом и как его заставить не быть тупым.
Мануалов и руководств по чип-тюнингу создавать не планируется, просто расскажу о своем видении этого интересного направления. Расскажу чем и как работаю, покажу некоторые примеры как не надо делать ради избежания проблем, приведу грубые ошибки делаемые тюнерами по незнанию принципов работы конкретного ПО, да и вообще принципов работы ДВС.
Не претендую на «истину в семи инстанциях» это не научная работа, а простое изложение своего видения и наработанного опыта своими словами. Возможно, мои представления тоже
где-то не верны, но это лучше чем полная тишина на фоне агрессивной рекламы захлеснувшей профильный интернет.
Сергей Федоренко 2012 г.
- Назад
- Вперёд >>